Вы здесь

Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных Управлением Минюста России по Смоленской области при осуществлении контрольно-надзорных функций в отношении некоммерческих организаций.

Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных Управлением Минюста России по Смоленской области при осуществлении контрольно-надзорных функций в отношении некоммерческих организаций

 

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон № 82-ФЗ), статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон         № 7-ФЗ), статьей 25 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон № 125-ФЗ), Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26 (далее - Положение № 26), Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705 (далее - Положение о федеральном государственном надзоре), Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области (далее - Управление) осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям; за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 26 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 456, исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

- проведение проверок некоммерческих организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России (территориальных органов);

- анализ отчетов некоммерческих организаций;

- участие в мероприятиях некоммерческих организаций.

 

Проведенный анализ результатов проверок деятельности некоммерческих организаций всех организационно правовых форм показал наличие следующих типичных нарушений требований законодательства:

 

1. Некоммерческой организацией не представлены документы на проверку.

Одной из распространенных причин непредставления документов на проверку является неполучение организацией уведомления о проверке с приложенной копией распоряжения. В основном это связано с отсутствием организации по юридическому адресу. 

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Согласно пункту 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ                                  «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона № 294-ФЗ на исполнение мотивированного запроса о представлении необходимых для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документов установлено десять рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическим лицом.

Неисполнение мотивированного запроса, а равно непредставление запрашиваемых документов для проведения проверки является воспрепятствованием законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок и влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В случае если документы представлены до истечения срока проведения проверки, но с нарушением установленного в мотивированном запросе срока, должностное лицо некоммерческой организации может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.4 КоАП  РФ за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Закона № 7-ФЗ, частью 2 статьи 29 Закона № 82-ФЗ, пунктом 9 статьи 8 Закона № 125-ФЗ некоммерческие организации обязаны информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

Таким образом, в едином государственном реестре юридических лиц должна содержаться актуальная информация о юридическом адресе некоммерческой организации, по которому должна осуществляться связь с данным юридическим лицом.

Стоит отметить, что согласно пункту 5 статьи 9 Закона № 294-ФЗ утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) в сети "Интернет" либо иным доступным способом.

Планы проведения плановых проверок размещаются на официальном сайте Управления и доступны для заинтересованных лиц. 

 

2. Некоммерческой организацией не соблюдаются положения, предусмотренные их учредительными документами. 

Данное нарушение, как правило, связано с несоблюдением периодичности проведения заседаний органов управления некоммерческой организации, несоблюдением порядка их избрания (переизбрания), а также срока полномочий.

Согласно части 1 статьи 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Абзацем 1 части 1 статьи 29 Закона № 82-ФЗ предусмотрено, что общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Частью 1 статьи 10 Закон № 125-ФЗ установлено, что религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

Таким образом, положения, закрепленные в уставе некоммерческой организации обязательны для исполнения как членами (участниками) данной некоммерческой организации, так и самой некоммерческой организацией независимо от ее организационно-правовой формы.

 

3. Несоблюдение требований к оформлению решений органов управления некоммерческой организации, предъявляемых пунктами 3, 4 статьи 181.2 ГК РФ.

В главе 9.1. ГК РФ содержатся правила, касающиеся проведения собраний юридического лица и оформления результатов таких собраний. В соответствии с частью 4 статьи 181.2 ГК РФ в протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны: дата, время и место проведения собрания; сведения о лицах, принявших участие в собрании; результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; сведения о лицах, проводивших подсчет голосов; сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол. О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.

Помимо изложенного, Управлением осуществляется текущий контроль в отношении некоммерческих организаций, в том числе в связи с поступлением ежегодной отчетности об их деятельности. По результатам указанного контроля Управлением выявляются отдельные нарушения, наиболее типичными из которых являются:

- непредставление отчетности (информации) в предусмотренный законом срок; 

-представление форм отчетности содержащих некорректные или недостоверные сведения; 

-использование форм отчетности не соответствующей организационно-правовой форме организации; представление части отчетности.

Обращаем внимание, на то, что статья 19.7. КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных и юридических лиц за непредставление или несвоевременное представление сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

Информация о перечне необходимых к представлению форм отчетности, а также сведения о законодательных актах, предусматривающих такую обязанность размещена на официальном сайте Управления.

Дополнительную информацию можно получить у государственных гражданских служащих отдела по делам некоммерческих организаций Управления по адресу: г.Смоленск, ул. Большая Советская, д.30/11, каб. № 1, 2, 13, или по телефону (4812) 20-97-23, 20-97-24.

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).