Вы здесь

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации

 

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации

 

В соответствии с компетенцией, определенной Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Управление Минюста России по Смоленской области (далее – Управление) является территориальным органом Минюста России, действующим на территории Смоленской области, осуществляющим деятельность в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций.

Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон № 82), от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон № 7),  от 08.08.2001   № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и иными федеральными законами, определяющими правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации отдельных видов некоммерческих организаций, устанавливаются определенные требования к учредительным документам, представляемым заявителями для государственной регистрации.

Порядок предоставления государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в ЕГРЮЛ сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях установлен Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011                                № 455.

Наиболее часто встречающиеся нарушения законодательства Российской Федерации, допускаемые некоммерческими организациями в документах, представляемых для государственной регистрации

 

1. Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – приказ ФНС России, Требования).

Отдельными некоммерческими организациями допускаются нарушения положений приказа ФНС России в части некорректного заполнения сведений о наименовании адресных объектов, используемых при заполнении данных об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Так, приложением № 2 к Требованиям установлены сокращенные:

наименование адресного объекта, используемое при заполнении сведений о районе (улусе и т.п.);

наименование адресного объекта, используемое при заполнении сведений  о городе (волости и т.д.);

наименование адресного объекта, используемое при заполнении сведений о населенном пункте (селе и т.д.);

наименование адресного объекта, используемое при заполнении сведений об улице (проспекте и т.д.).

В нарушение положений Требований некоммерческими организациями при заполнении форм заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, не соблюдаются требования к сокращенному наименованию вышеуказанных адресных объектов.

Выявляются случаи не заполнения сведений об идентификационном номере налогоплательщика в случае, если физическое лицо ранее обращалось в налоговый орган с заявлением о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации и им было получено свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Некоммерческими организациями не принимаются во внимание общие требования к оформлению представляемых документов, утвержденные приказом ФНС России: некорректно заполняется показатель «контактный телефон» при заполнении номера стационарного телефона и номера мобильного телефона, допускается включение в форму заявления полностью не заполненных страниц многостраничных листов формы заявления.

В соответствии с Требованиями печать знаков при использовании для заполнения формы заявления программного обеспечения должна выполняться заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов. Отдельными некоммерческими организациями не соблюдается указанное положение Требований.

2. Наибольшее количество нарушений, выявленных при проведении проверки уставов на предмет соответствия действующему законодательству, связано со структурой органов управления корпоративных организаций.

Так, например, в нарушение требований пунктов 3, 4 статьи 65.3 ГК РФ:

– в структуре органов управления корпоративной организации отсутствует единоличный исполнительный орган;

– лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа корпорации, является руководителем коллегиального органа управления корпорации;

– лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа, входит в состав коллегиального органа управления корпорации и составляет более одной четверти его состава.

3. Наличие в уставе некоммерческой организации открытого перечня целей  и видов деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона № 7в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться предмет и цели деятельности некоммерческой организации. На основании пункта 1 статьи 24 Закона № 7 некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Наличие в уставе некоммерческой организации формулировок «иные цели», «иные виды деятельности», «основные виды деятельности» без указания на перечень дополнительных видов деятельности, и иных аналогичных формулировок, предполагающих открытый перечень целей и видов деятельности, равно как и осуществление деятельности за рамками характера деятельности, отраженного в наименовании некоммерческой организации и уставных целях, недопустимо.

4. Наименование некоммерческих организаций не соответствует требованиям статьи 54 ГК РФ, пункта 1 статьи 4 Закона № 7, статьи 28 Закона № 82 в части отсутствия в наименовании некоммерческой организации указания на характер её деятельности.

5. В соответствии с пунктом 5 статьи 50 ГК РФ некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности,   за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

На основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ  «Об обществах с ограниченной ответственностью»  размер уставного капитала общества должен быть не менее чем 10 000 (десять тысяч) рублей.

Пунктом 3 статьи 50.1 ГК РФ установлено, что сведения о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица указываются в решении об учреждении юридического лица. Таким образом, сведения о наличии достаточного для осуществления приносящей доход деятельности имущества отражаются в решении об учреждении юридического лица.

Вместе с тем выявляются случаи представления на государственную регистрацию документов, не соответствующих положениям пункта 5 статьи 50 ГК РФ.

6. В соответствии с пунктом 1 статьи 50.1 ГК РФ юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.

Требования, предъявляемые к оформлению решения собрания, установлены статьей 181.2 ГК РФ. В соответствии с пунктом 3 рассматриваемой статьи о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.

На основании пункта 4 статьи 181.2 ГК РФ в протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:

дата, время и место проведения собрания;

сведения о лицах, принявших участие в собрании;

результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

В нарушение положений пункта 4 статьи 181.2 ГК РФ на государственную регистрацию представляются протоколы (выписки из протоколов) учредительного съезда (конференции) или общего собрания, заседания высшего органа управления некоммерческой организации, не содержащие сведения о лицах, принявших участие в собрании, о лицах, проводивших подсчет голосов. Кроме того, на государственную регистрацию представляются протоколы (выписки из протоколов), не подписанные председательствующим на собрании и секретарем собрания, что не соответствует пункту 3 статьи 181.2 ГК РФ.

 

 

Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).